Рассылки Subscribe.Ru
Новости индустрии красоты
Подписаться письмом

Наши партнеры:
Вход по карте:


Реклама:

Великий русский куафюр



Салон красоты начала ХХ века найти было достаточно просто. Непременная вывеска в виде ножниц, вырезанных из жести или картона, и лубочные картинки с незатейливыми изображениями оказываемых услуг не оставляли места для сомнений - перед нами парикмахерская. Впрочем, внутреннее убранство большинства таких заведений тоже не поражало особой элегантностью. Скорее, наоборот, - цирюльник с несколькими помощниками принимал клиента запросто, без затей: грязные углы, облупленные стены и hspace=5летающие повсюду мухи казались неотъемлемой частью интерьера.

Усадив вошедшего в кресло и обернув его простынкой, мастер зычно кричал: Мальчик, воды!,- и мальчик немедленно водружал на подзеркальник жестянку с горячей водой. Затем посетителя брили или стригли обычным порядком, тот расплачивался и спешил по своим делам. Но свято место пусто не бывает, и появление нового клиента означало, что процедура повторится в той же последовательности. Поэтому мальчик должен был постоянно держать наготове горячую воду, чтобы подавать ее хозяину снова и снова. И горе было нерасторопному - наказание следовало незамедлительно! Кипячение воды наряду с зуботычинами и выполнением разных мелких поручений гордо именовалось обучением парикмахерскому делу, и продолжалось все это не один год. Какие уж выходили из таких учеников парикмахеры, можно только догадываться...

Однако прав был Михайло Ломоносов: Может собственных Платонов и быстрых разумов Невтонов Российская земля рождать! Путь одного русского куафюра, начинавшийся, как и у многих, с должности мальчика на побегушках, привел к званию заслуженного профессора парикмахерских искусств. Согласно некоторым источникам, в метрике о рождении его звали Иван Андреевич Козырев, но Российская империя и Европа узнали его под фамилией Андреев. Псевдоним, который взял себе мастер, прославил его на весь мир! Но до этого момента Ивану Андреевичу пришлось, что называется, сполна хлебнуть горя.

Родился он в семье крепостных крестьян Калужской губерни и с детства был привычен к тяжелому труду. Будучи еще совсем маленьким, Ванятка легко управлялся с домашней скотиной и готовился стать достойной сменой отцу. Но семья все равно жила впроголодь - порой в доме не было даже хлеба. Чтобы выбраться из нищиты, в 1861 году родители отправили юного Ивана в Москву на заработки. Оказавшись в огромном незнакомом городе, он хватался за любую возможность подзаработать, втайне грезя о чистой профессии, - быть половым в трактире или дослужиться до приказчика в скобяной лавке казалось юноше пределом мечтаний. Но судьба распорядилась иначе...

Однажды на улице Андреев столкнулся со своим земляком: тот, пристроившись работать дворником, был вполне доволен жизнью и не понимал зачем Ивану искать лучшей доли. Но помочь согласился - отвел его в парикмахерскую к цирюльнику Артемову, заведение которого находилось на Сретенке. Стричься туда ходил, в основном, небогатый люд и публика с Сухаревского рынка, так что в посетителях, особенно в выходные дни, недостатка не было. Пристально оглядев подростка, Артемов, поломавшись, согласился взять его в ученики.

Позднее, уже добившись всемирной известности, Иван Андреевич неохотно вспоминал об этом периоде своей жизни. Но, к счастью, он все же поделился своими впечатлениями с несколькими людьми. И одним из слушателей, заслуживших его доверие, оказался известный однофамилец великого куафюра - Леонид Андреев. Рассказанная история так потрясла писателя, что он использовал ее как основу для своего рассказа под названием Петька на даче...

Время ученичества у Артемова стало настоящим адом. Спал Ваня на полу, подложив под голову полено и накрывшись рваной шубейкой, но и это удовольствие было весьма недолгим. Ведь вставать приходилось в пять утра: нужно было идти за водой. Зимой - в старых хозяйских сапогах с ушатом на санках, а летом - с тяжелыми ведрами на коромысле.

В те времена ученику цирюльника, вопреки здравому смыслу, вообще меньше всего приходилось иметь дело с парикмахерским инструментом. Предметом особого внимания и ухода, помимо воды, становились... сапоги хозяина - подростку было велено каждый день начищать их до блеска. Помимо этого, он должен был своевременно поставить самовар, чтобы хозяева, встав с постели, могли откушать горячего чаю, а также подмести и вымыть пол, наколоть дров. Чтобы мальчик не ленился и успевал сделать все, что вменялось ему в обязанности, и хозяин, и хозяйка, и мастера считали своим гражданским долгом постоянно воспитывать его при помощи кулаков, розг, оплевух и подзатыльников...

В десять утра цирюльник Артемов, страдавший туберкулезом и оттого вечно пребывавший в самом мрачном расположении духа, собирал своих учеников в одной из комнат и начинал обучение азам парикмахерского искусства. Урок заключался в том, что мальчикам сначала рассказывали о способах изготовления париков, а затем давали задания для самостоятельной работы. В то время при многих цирюльнях располагались постижерные мастерские, принимавшие заказы на модные тогда искусственные шиньоны и косы. Содержать подобное заведение было весьма выгодным делом, так как работали в них обычно те самые ученики, чей труд стоил сущие гроши. Правда, требования у такой работе, несмотря на мизерность оплаты, были чрезвычайно жесткими: в течение дня нужно было сделать тридцать полос в три пробора, вшивая в монтюру по одному волосу. Занятие требовало не только определенных навыков, ловкости пальцев и хорошего зрения, но и огромной усидчивости - малейшая ошибка могла привести к безнадежной порче всего изделия. Что следовало за этим, нетрудно догадаться...Улучив свободную минутку, Иван во все глаза смотрел, как мастера бреют и стрегут, завивают локоны и нафабривают бакенбарды, стараясь запомнить все, вплоть до мельчайших деталей...

На исходе девятого года ученичества Иван Козырев случайно познакомился с молодым в те времена парикмахером Агаповым. Приметив несомненный талант молодого человека, сразу предложил Ивану шестилетний контракт, согласно которому тот должен был выполнять все обязанности мастера, то есть стричь, брить и выполнять прически разного уровня сложности. Конечно же, согласие было получено сразу же - и для Ивана началась новая жизнь...

 
Парикмахерская Ивана Андреева

Работа в процветающем салоне дала юноше уникальную возможность не только значительно усовершенствовать свое мастерство, но и первым узнавать о новинках и тенденциях парикмахерской моды того времени. И он трудился не покладая рук! Тем более что уже тогда Иван четко поставил для себя цель - скопить достаточно денег, чтобы открыть hspace=5собственную парикмахерскую. В том, что услуги его заведения будут пользоваться спросом, он не сомневался - золотые руки московского куафюра приобретали все большую популярность среди благодарных клиетнов.

Похоже, цифра 9 играла в его судьбе немалую роль: девять лет ученичества привели его к Агапову, а девять лет напряженной работы после этого позволили начать собственное дело. Точно известно, что андреевская парикмахерская открылась в 1879 году, однако по поводу ее месторасположения существуют две версии. Согласно первой, открылась она на Кузнецком мосту, где уже в то время находилось множество фешенебельных модных магазинов. Согласно дроугой версии, парикмахерская Андреева работала на Петровке. Как бы там ни было, обустраивая свой собственный салон, Иван Андреевич рассудил, что не пожалеет денег - лишь бы посетителям было удобно и приятно. Стремясь сделать свое заведение максимально непохожим на остальные убогие цирюльни, он, знаком с внутренним устройством европейских парикмахерских по картинкам из модных журналов, приобрел самую лучшую мебель, инструменты и новомодные средства. Выглядело все это следующим образом: в стеклянных витринах были выставлены косметические и парфюмерные препараты, здесь же размещались образцы модных дамских причесок и разнообразные аксессуары к ним, рядом красовались постижи. Позднее при салоне открылся и магазин, в котором посетители могли приобрести модный шиньон или понравившееся средство по уходу за волосами.

Следуя европейскому образцу, Андреев распорядился, чтобы в каждом зале его салона выполнялась только одна операция. Парикмахерская Ивана Андреева процветает,благодаря чему его имя становиться широко известным. Правда, пока только в Москве, но Андреев неустанно работает, готовясь к настоящей славе. И она не заставила себя долго ждать!
 
Золотые руки

Первой значительной наградой стала Большая серебряная медаль, полученная в 1885 году за участие во Всероссийской выставке. Но это было только началом - по прошествии еще трех лет Иван Андреевич прославился как первый русский парикмахер, получивший признание во Франции. В 1888 году в Париже три созданные им вне конкурса прически произвели настоящий фурор. За них Иван Андреев получил бриллиантовые академические Пальмы и сорвал аплодисменты не только модной публики, но и заслуженных парикмахеров-французов. После победы в Париже его карьера резко пошла в гору. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже талантливый русский мастер прогремел на весь мир, победив в конкурсе, участникам которого были около пятидесяти опытнейших парикмахеров. И не просто победил, а фактически сорвал весь призовой фонд, получив сразу несколько наград:За искусство, Большую золотую медаль, Большую серебряную медаль и Золотой крест наряду с дипломом на звание профессора парикмахерского искусства. Свои почетные призы Андреев завоевал за отлично выполненные конкурсные прически в королевском стиле: а-ля Людвик ХV и ХVI, а вот звание профессора наряду с последующим триумфальным чествованием достались ему не только за мастерство, но и за удивительную способность к творчеству.

Словом, это был несомненный успех! Увенчали поразившего всех русского мастера достойно: по традиции победителя должны были посадить на Золотой стул, но в отношении Андреева дело не ограничилось простым усаживанием. Восхищенная толпа несколько раз пронесла его на этом троне вокруг Монмартра. А дирекция конкурса, покоренная невероятным талантом русского куафюра, устроила в его честь бал...
 
Красота женщины всецело зависит от изящества прически!- любил повторять Иван Андреев.

Дальнейшая судьба Андреева складывается не менее удачно. Вернувшись в Москву триумфатором, он стал самым модным в городе парикмахером. Стрижки от Андреева могли позволить себе только очень обеспеченные люди: цены в его салоне всегда были довольно высокими, но после парижского успеха стали просто бешеными. Андреев пользовался заслуженным авторитетом не только как высококласный мастер, но и как профессионал - после победы на Всемирной выставке его не раз приглашали в качестве эксперта и члена жюри на многочисленные выставки, соревнования по парикмахерскому искусству и показы причесок. А в 1909 и 1912 годах, по многочисленным просьбам коллег и учеников, Андреев даже выпустил каталоги своих причесок, которые получили широчайшее распространение, - рисунки его работ размещали многие известные европейские журналы.

Помимо этого, он продолжал заниматься парикмахерским делом, обучая секретам своего ремесла множество людей и управляя собственным салоном и магазином. А постоянное стремление к совершенству заставляло Андреева внимательно следить за всеми изменениями в отрасли, осваивая новые инструменты и изучая всевозможные косметические средства. Благодаря этому он одним из первых начал делать короткие стрижки, ставшие необычайно популярными в 20-х годах прошлого века. Его собственные работы, по общему признанию, отличавшиеся невероятной чистотой линий и особой элегантностью укладки, стали образцом для последующих поколений парикмахеров. Он был первым русским парикмахером, создавшим свою школу: многие его ученики, в свою очередь, стали известными мастерами. Андреев научил их тому главному, что умел сам, - сохранять индивидуальность и ценить красоту.

 Источник: http://museum.fin.ru

Внимание!

В скором будущем
Общественным Фондом содействия развитию косметологии, парикмахерского искусства и эстетики Невские Берега
в Санкт-Петербурге будет открыт Музей парикмахерского искусства. Подробнее...

 
 


[ 16-12-2009 ]
 
 
 
Список фирм
Реклама:
SpyLOG Rambler's Top100 Copyright © 2007, Лига Индустрии Красоты
Материалы сайта защищены законом об авторских правах
разработка и продвижение сайта gardesign.ru